?

Log in

No account? Create an account
up

Апрель 2012

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
up

Проект "Коммунальный консалтинг"


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Реформирование ЖКХ в настоящее время стало ключевым процессом и в модернизации экономики российских городов, и для развития института местного самоуправления, и для энергоэффективности национальной экономики в целом. В соответствии с этим, Госдумой был принят Закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21 июля 2007 г., согласно которому до 2011 года на реформу регионам будут выделяться средства из федерального бюджета. При этом федеральные средства, распределяемые Государственной корпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ», по словам её директора, К.Г. Цицина, «направляются в регион лишь после выполнения субъектом ряда условий. Главные из них:

- коммунальная отрасль должна быть демонополизирована, переведена на рыночные рельсы. Поставлять услуги - тепло, свет, делать ремонт – должны не государственные, а частные фирмы. «Частники», конкурируя друг с другом, стремятся оказывать услуги быстро и качественно. Цены на услуги ЖКХ и их качество определяют не чиновники, а рынок.

- собственники жилья должны управлять своим имуществом - через товарищества собственников жилья (ТСЖ) и подобные структуры. Владелец квартиры, являясь членом ТСЖ, имеет возможность контролировать, как именно расходуются деньги на ремонт и обслуживание дома. Вплоть до того, что он может потребовать предоставить ему сметы расходов...

- в регионах должно быть завершено оформление прав собственности на земельные участки под многоквартирными домами» (Из годового отчёта ГК «Фонд содействию реформирования ЖКХ»).

Таким образом, идеология проводимой в РФ реформы ЖКХ заключается в развитии практики товариществ собственников жилья (далее ТСЖ) как эффективных собственников коммунальных хозяйств. Так, в соответствии требованиями ФЗ-185, в Пскове в текущем году должно быть создано не менее 30 ТСЖ, так что общее число псковских товариществ превысит 100. Благодаря росту количества ТСЖ, область уже получила более миллиарда рублей (За период 2008-2009 получено 1 091 720 346 руб., по данным ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»).

Многие жители области готовы вступать в товарищества. По данным ГУ «ИРР», год назад «каждый пятый житель многоквартирного сектора Псковской области готов вступить в ТСЖ - это в пять раз больше, чем охвачено товариществами сегодня. Следовательно, ТСЖ имеет, по крайней мере, пятикратный потенциал роста». В Пскове каждый третий хотел бы состоять в ТСЖ; половина респондентов готова к увеличению коммунальных платежей, если за этим последует улучшение качества предоставляемых услуг (Сайт ГУ «ИРР», ОБЛАСТНОЙ МОНИТОРИНГ: ЖКХ, июнь-июль 2009). Данный потенциал используется крайне медленно и не технологично. ТСЖ остаются редкостью и управляют лишь небольшой частью жилого фонда. Информация о товариществах, порядке их создания и результатах деятельности неизвестна подавляющему большинству населения области. И, что еще важнее, отсутствует механизм организации товариществ по инициативе самих собственников жилья, а не муниципалитетов.

Возникшие искусственно, по указаниям муниципальных руководителей, товарищества фактически оказываются изначально и полностью зависимыми от этих руководителей и, в результате, нежизнеспособными. Проблема таких ТСЖ уже стала массовой, так что судебная система не в состоянии справиться с задачей ликвидации фиктивных товариществ, парализовавших ЖКХ целых регионов (Наталья Гранина, ««Мёртвые души» в столичных ТСЖ» – «Известия», 18 января 2010 г., «Власти Москвы проверят, законно ли созданы ТСЖ» - ПРАВО.RU, 19 февраля 2010 г., Анна Семина, «Липовые ТСЖ обещают найти и ликвидировать» - Вести.Ru, 1 апреля 2010 г., Ирина Резник, «ТСЖ трещат по швам», - Газета.Ru, 27 мая 2010 г.).

Таким образом, интерес собственников жилья к практике полноценных товариществ весьма значителен, но не используется, тогда как число фиктивных ТСЖ продолжает расти, извращая смысл реформы ЖКХ и усугубляя его проблемы.

В то же время, требования к модернизации ЖКХ растут. 13 мая 2010 г. появился Указ Президента РФ № 579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». В Указе обращается особое внимание на повышение эффективности энергопотребеления в сфере ЖКХ. Конкретным субъектом энергопотребления в ЖКХ, непосредственно заинтересованным в внедрении технологий энергосбережения, в первую очередь, являются ТСЖ.

Фактически, успех реформы ЖКХ сегодня всецело зависит от создания полноценных, финансово устойчивых и дееспособных ТСЖ – ключевых субъектов этой реформы. Созданию механизма организации таких товариществ и посвящен настоящий проект.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 
Цель проекта – создание системы некоммерческого коммунального консалтинга как механизма организации собственников жилья в товарищества и развития их хозяйств на основе общего имущества товариществ.

Система коммунального консалтига включает в себя следующие компоненты:  

- изучение готовности собственников жилья к созданию ТСЖ, их оценок состояния здания, коммуникаций, соответствующего оборудования и придомовых территорий, а также готовности к дополнительным (целевым) коммунальным платежам;
- аудит состояния объектов коллективной собственности: здания, коммуникаций и соответствующего оборудования;
- создание инициативной группы по подготовке общего собрания собственников квартир дома;
- разработка и распространение информационных материалов о создании ТСЖ в данном доме;
- организация и проведение общего собрания собственников квартир дома;
- подготовка программы и финансовое планирование деятельности ТСЖ;
- налаживание конструктивных взаимоотношений среди членов ТСЖ, разрешение конфликтов;
- формирование авторитета правления и председателя ТСЖ, обеспечение прозрачности планирования деятельности, принятия решений и расходования средств ТСЖ;
- оптимизация аутсорсинга ТСЖ и внедрение технологии хаус-мастеринга, включая организацию подготовки многопрофильных специалистов для профилактики и текущего ремонта в хозяйствах ТСЖ (домовых мастеров)
- юридическое консультирование ТСЖ по вопросам приватизации дворового земельного участка, а также разработка программ рационального благоустройства этих участков.

В ходе реализации Проекта решаются следующие задачи:

- формирование пилотного ТСЖ как соседского сообщества, способного к принятию коллективных решений по распоряжению общим имуществом товарищества.
- разработка программы деятельности созданного ТСЖ, в т.ч. бюджетирование, увязывающее текущие результаты её реализации с допустимым размером ежемесячного коммунального платежа членов товарищества.
- консультирование созданного ТСЖ в ходе его деятельности по вопросам консолидации сообщества, обеспечения прозрачности расходования средств ТСЖ, взаимодействия ТСЖ с поставщиками коммунальных услуг и ресурсов, юриспруденции, финансов и налогообложения.
- популяризация практики ТСЖ путём создания развёрнутой электронной презентации «ТСЖ: так стоить жить» (включающей результаты социологического исследования, фотовыставка «Добро пожаловать в ЖКХ», пакет документов по созданию ТСЖ).

ИДЕОЛОГИЯ ПРОЕКТА 
Сегодня, несмотря на частичное осуществление в регионе положений реформы (создание УК - коммерческих предприятий, предоставляющих услуги на рынке ЖКХ и монетизация льгот населению в этой сфере) главное остается неизменным: конкурентный рынок не создан. Жители не «заказывают музыку», а гасят долги, тогда как управляющие компании остаются хозяевами положения, а не подрядчиками, и сохраняют убыточность всего ЖКХ для города.

Однако такая ситуация возможна только в случае, когда на рынке конкурируют «средний» уровень услуги с «низким», а не с «высоким». Как показывает проведённое нами исследование, часть успешных псковских ТСЖ возникли именно как реакция на отсутствие на рынке ЖКХ действительно качественного предложения. Эти ТСЖ можно рассматривать как первые появившиеся на рынке примеры высокого стандарта потребления. Причём это консолидированный и требовательный коллективный потребитель, готовый отстаивать свои интересы. Так возникают первые, пока локализованные участки рынка – там, где появляется такой потребитель. На практике задача модернизации ЖКХ и состоит развитии и расширении таких участков. По аналогии с другими рыночными сферами, самым жёстким должен быть фундамент железной зависимости поставщиков услуги от клиентов. Продавец всегда зависит от покупателя. Но только не в ЖКХ: практика показывает, что УК не зависит от каждого жильца в отдельности. Объединить жильцов могут только ТСЖ. Получается, что без ТСЖ фундаментальной зависимости не существует, и система ЖКХ не работает. Точнее говоря, рынок коммунальных услуг работает сам на себя, на благо управляющих компаний, а не на их клиентов.

Конкурентный рост качества коммунальных услуг возникнет только в среде эффективных собственников, формирующих спрос на эти услуги, то есть когда удельный вес ТСЖ в городском ЖКХ станет решающим.

Итак, сегодня в сфере ЖКХ острейший дефицит: 1) финансов 2) доверия между всеми контрагентами (плательщиками, менеджментом, поставщиками, плательщиками). В этой ситуации управление коммунальной собственностью не может носить коммерческий характер.

Иными словами, только некоммерческое управление коммунальной собственностью (такой формой управления, согласно Жилищному кодексу РФ, является ТСЖ. См. определение понятия товарищества собственников жилья в Жилищном кодексе РФ, п. 1, ст. 135.) может обеспечить максимально эффективное использование каждого рубля коммунальных платежей.

Именно поэтому основным собственником и распорядителем коммунального имущества должно быть товарищество, а не коммерческая фирма (то есть УК).

Собственники жилья мотивированы к образованию товариществ сегодня преимущественно общими проблемами (в содержании жилого фонда, дворовых территорий, в отношениях с поставщиками коммунальных услуг и ресурсов). Этой мотивации недостаточно для образования сообщества. Должен быть механизм и алгоритм консолидации.

В основу предложенного в проекте алгоритма создания сообщества положены социальные технологии конструирования лидерства, солидарности через участие в совместных практиках, принципа причастности членов сообщества к процессу принятия коллективных решений, взаимной ответственности внутри товарищества, которая обеспечивается обязательностью платежей и прозрачностью их расходования. Данные технологии должны использоваться в формате консультирования, т.к. инициатива создания сообществ должна исходить от самих собственников жилья. Кроме того, консалтинговые услуги должны сохранять некоммерческий характер.

Таким образом, ТСЖ является запускающим механизмом рынка ЖКХ. Предлагаемый проект является ничем иным как созданием запускающего механизма для этого запускающего механизма – технологичного решения проблем, возникающих при создании и последующем функционировании ТСЖ.

Однако при создании ТСЖ проявляется отмечаемый большинством экспертов их существенный институциональный недостаток как организационной формы – дефицит кадров для замещения позиций председателей ТСЖ, дефицит воли, косность мышления, многочисленные предрассудки и недостаток специальных знаний.

Это подтверждается и данными социологических опросов: «Следует обратить внимание на то, что среди препятствий для вступления, указанных потенциальными сторонниками ТСЖ, преобладают не материальные (дом требует ремонта), а социальные факторы - позиция соседей и неспособность соседского сообщества выдвинуть подходящую кандидатуру на пост председателя».

Поэтому в качестве действенного инструмента содействия реформе ЖКХ предлагается некоммерческий коммунальный консалтинг, сопровождающий все стадии создания и функционирования ТСЖ – от подготовки регистрационных документов через предоставление социальных технологий создания дееспособного сообщества и выход к перспективному планированию.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 
Предполагаемым результатом проекта будет создание системы некоммерческого коммунального консалтинга, доступного для жителей многоквартирных домов муниципальных образований Псковской области. Деятельность системы консалтинга будет включать в себя:

- пилотное ТСЖ, созданное в рамках настоящего Проекта;
- группу экспертов и специализированных организаций, оказывающих услуги аудита, планирования, разработки документации (в т.ч. технической, финансовой  и юридической) и других компонентов консалтинга;
- подготовку развёрнутой электронной презентации «ТСЖ: так стоить жить» (включающей результаты социологического исследования, фотовыставку «Добро пожаловать в ЖКХ», пакет документов по созданию ТСЖ).
- публикацию результатов проекта в следующих изданиях: «Псковская правда», «Псковские новости», «Псковская провинция», Псковская лента новостей, Псковское агентство информации, а также на сайте ГУ «ИРР».


НАЧАЛО И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 

Начало проекта
В июле 2009 – апреле 2010 гг. НП Бюро социальных технологий в кооперации с ГУ «ИРР» провело исследование рынка коммунального и городского хозяйства города Пскова. Исследование включало серию экспертных интервью с председателями ТСЖ, руководителями УК и сотрудниками организаций, предоставляющих услуги на рынке ЖКХ, таких как ООО «Расчётный Центр г. Пскова», «Псковрегионгаз», Управление жилфондом Администрации г. Пскова и др., фотонаблюдение пространств общего пользования многоквартирных домов с последующим дескриптивным анализом.

В результате исследования нами получена объективная картина состояния городского рынка ЖКХ, выявлены основные акторы, механизмы и мотивации их взаимодействия. Часть полученных материалов размещена на сайте ГУ Институт регионального развития.

Таким образом, предлагаемый проект опирается на серьёзную базу уже проведённых исследований, включающую собранный эмпирический материал, методическую базу для его научной обработки, корпус аналитических текстов, а также сформированный экспертный пул по данному вопросу.

НП Бюро социальных технологий способно привлечь сотрудников (как находящихся в штате организации, так и внешних), обладающих уникальной квалификацией в области социологических исследований и социальных технологий, необходимых для осуществления предлагаемого проекта.

Помимо этого, НП «БЮСТ» обладает всем техническим оборудованием, необходимым для проведения работ по настоящему проекту.

Потенциал развития проекта
Дальнейшее развитие коммунального консалтинга будет проходить следующие этапы:

Основная задача первого этапа – организация ТСЖ. Здесь наиболее важными задачами являются освещение опыта действующих товариществ и просветительская деятельность. Необходимо разъяснять населению региона основные принципы Жилищного кодекса и смысл реформы ЖКХ, подтверждая эти идеи примерами развития коммунальных хозяйств Пскова и районных центров области.

Второй этап подразумевает развитие уже созданных товариществ в экономическом отношении. Необходимо помочь ТСЖ научиться зарабатывать средства, используя общее имущество. На этом же этапе задачи снижения расходов на аутсорсинг приведёт к объединению товариществ в отраслевую некоммерческую ассоциацию. Также в рамках этого этапа станет задача подготовки хаус-мастеров (домовых мастеров) – многопрофильных специалистов, каждый из которых обслуживает только своё ТСЖ. Это приведёт к сотрудничеству Ассоциации ТСЖ с профильными учебными заведениями среднего специального образования.

Третий этап будет состоять в решении более сложных задач – таких, как приватизация дворовых территорий и функциональное благоустройство дворов, а также решение задач энергосбережения при активном участии ТСЖ и их бюджетов.

На каждом из этих этапов основные направления коммунального консалтинга будут меняться, что потребует качественного развития данного вида услуг. НП Бюро социальных технологий видит данное направление деятельности как основное.


Comments